Псков. Часть 1. Здесь русский дух…Дорогие читатели! Сегодняшний рассказ – про паломническую поездку группы прихожан Свято-Троицкого Измайловского собора в Псков. Это – мои личные впечатления от путешествия. Но я надеюсь, что участники поездки поделятся своими эмоциями в комментариях.

С уважением, редактор блога Анастасия Коренькова

Псков. Часть 1. Здесь русский дух…

… Три года назад, когда я только пришла в храм, моя сестра предложила мне съездить на майские праздники в Псков и посетить Псково-Печерский монастырь. Разговор проходил примерно так:

– Давай на майские съездим в Псков?

– А давай…

– А давай еще в Псково-Печерский монастырь?!

– А давай….

Стыдно сказать: я не представляла, что такое Печоры, и кто такой Иоанн Крестьянкин. По большому счету, мне было все равно, где провести эти три выходных дня, поэтому и не возражала. Но уже к четвертому мая все кардинально изменилось: я уезжала из Печор с чувством, что у меня появился новый друг. Любимый друг. И эти впечатления держали меня сильнее, чем, например, поездка по святым местам Кипра (хотя там тоже было здорово!). Поэтому, когда в начале марта я узнала, что группа прихожан нашего собора собирается в Псков, с улыбкой посмотрела на портрет старца, который стоит у меня в комнате, и сказала про себя: «Ну что, батюшка, снова в гости к тебе еду!»

Поездка пришлась на конец второй недели Великого поста. И если в гастрономическом плане все проходило достаточно легко, то внутри все буквально клокотало: такое ощущение, что присущая жизни в мегаполисе суета просто утроилась! Начальник устроил «разбор полетов», организм сразила простуда, а количество звонков и переписки просто зашкаливало! Доходило до того, что во время чтения Великого канона Андрея Критского в храме я периодически ловила себя на мысли, что думаю о том, что я сегодня сделала не так? Про покаянное чувство, к которому призывали проникновенные слова церковного текста, вообще промолчу.

И тут поездка. Волевым решением выключаю звук на телефоне, прячу его подальше в рюкзак и просто заставляю себя хотя бы на эти два дня забыть обо всем. Не думать. Только наслаждаться этим счастьем, ведь это действительно огромное счастье!

… В Петербурге к тому моменту снега уже не было, город смотрелся очень уныло и пыльно. А вот Псков встретил нас снежком. И вообще, возникло ощущение «двойной машины времени»: словно кинорежиссер «отмотал» пленку не только на пять столетий назад, но еще и в прошлое время года нас переместил – обратно в зиму. Покрутившись, наш микроавтобус подъехал к воротам Снетогорского монастыря, что на Снятной горе. «Фотосъемка на территории не благословляется», «Просьба не нарушать уединение насельниц и не обращаться к ним с вопросами», — напутствовали гостей таблички на мощных монастырских воротах. Сурово! Но это было только первое впечатление: встретившая нас сестра Димитрия была настолько приветлива, что все смущение прошло. Пока шагали в храм, монахиня немного рассказала об обители и о себе.

«Меня обычно спрашивают, как люди приходят в монастырь. Чаще всего среди версий фигурирует несчастная любовь, – рассмеялась сестра Димитрия. – Но на самом деле это призвание, и к этому выбору меня вел Господь. Я еще в детстве начала ходить в воскресную школу в Сибири, в Томске, откуда я родом. Была там в Петропавловском соборе хорошая воскресная школа».

Я слушала инокиню и не верила своим ушам: в том самом Петропавловском соборе крестили и меня в начале 90-х. Мне было лет пять, а моя землячка, тогда еще обычная томская школьница, делала свои первые шаги в Церкви. Потом она переехала на Дальний Восток – регион, где, наверное, китайский язык знают лучше, чем собственную веру. Учила китайский и будущая инокиня. Но не выдержала.

«Такой уж у меня характер: или белое, или черное – середины нет. Я поняла, что просто не могу быть православной и одновременно изучать китайскую культуру и философию. Вскоре приняла постриг», – призналась сестра Димитрия.

Уже седьмой год она живет здесь, в этой возрождающейся Псковской обители, которой все это время мудро и с любовью управляла игумения Людмила.

«Наш монастырек особенный, – уверена наша рассказчица. – Матушка Людмила – как огонек, вокруг которого собралось сто насельниц. Сейчас она по состоянию здоровья приняла великую схиму и отошла от дел, но с радостью благословляет всех приезжающих сюда паломников».

Я внимательно слушала инокиню и отмечала про себя, как она говорила об обители: «наш монастырек», «храмчик»…. Так можно называть только то место, которое действительно любишь и почитаешь.

… Не успели мы написать записки о родных и близких, как нас пригласили в трапезную. Я много слышала о том, как вкусна монастырская пища, но никогда не доводилось убедиться в этом лично. А теперь никогда не забуду гостеприимство и хлебосольность сестры Софии, которая уже ждала нас в трапезной. Чего только не было на этом постном столе! И борщ, и картошечка, и фасоль, и гречневая каша, и макароны, и квашеная капуста, и даже собственная кабачковая икра! Монахиня и лука с чесноком нарезала, чтоб мы, хилые горожане, не заболели, путешествуя не в самое теплое время года. Оголодавшие с дороги петербургские паломники ели, да нахваливали!

«Что ж вы ничего не едите! Только говорите «вкусно», «вкусно», а на столе не убавляется», – ворчала, слушая комплименты, сестра София.

«У меня такое ощущение, что я к бабушке своей приехала», – сказал кто-то из наших девчат.

«Ну приезжайте еще!»

«Обязательно!» – хором ответили мы.

Паломники

Так и стоит перед глазами незабываемый белокаменный храм Рождества Богородицы на крутом берегу реки Великой, который помнит и царевну Софью Палеолог, и преподобномученика Иоасафа, и шведского короля Густава Адольфа, и другого Адольфа – только Гитлера. Дело в том, что здесь, в этих святых стенах расположилось командование штаба немецкой группы войск «Север». Старожилы утверждали, что фюрер бывал здесь. Так или иначе, но немецкие коммуникации и камеры здесь действительно нашли. Кстати, гостил в Снетогорском монастыре и Александр Сергеевич Пушкин. Он работал тогда над «Борисом Годуновым» и изучал историю Смутного времени по книгам из монастырской библиотеки.

Так выглядит храм Рождества Богородицы летом

Хочется верить, что самые трагические страницы жизни Снетогорского монастыря позади, и сестрам удастся возродить недавно переданный музеем собор Рождества Богородицы, в котором сохранились уникальные фрески, написанные псковскими средневековыми мастерами в 14 веке.

Сошествие Святого Духа на апостолов (из книги «Снетогорский монастырь. Летопись возрождения »)

С радостью петербургские паломники приложились к чтимым иконам обители: образу Тихвинской иконы Божией Матери, иконе святителя Николая с частицей мощей, иконе Божией Матери «Умиление», белоснежную бисерную ризу которой вышила сама игумения Людмила…. Кстати, кое-кому из наших паломников удалось получить благословение самой матушки Людмилы, которая ненадолго заходила в храм.

Святыни монастыря. Тихвинская икона Божией Матери (из книги «Снетогорский монастырь. Летопись возрождения »)

Святыни монастыря. Икона Божией Матери «Умиление ». Бисерная риза вышита игуменией Людмилой

Святыни монастыря. Икона святителя Николая Чудотворца

Игумения Людмила (слева) и монахиня Парфения. 1994 год (из книги «Снетогорский монастырь. Летопись возрождения »)

… Еще в первый мой приезд сам Псков, который (по официальной версии) нынче отпразднует 1110-летие, показался мне городом довольно пестрым, эклектичным. В нем соседствуют дореволюционные постройки и хрущевки, многоэтажки и частный сектор. Но есть нечто, что собирает всю эту разношерстную застройку в одно единое пространство – старинные белокаменные храмы северной Руси, которые, несомненно, главная ценность и богатство города. И первое место среди этих прекрасных храмов занимает Троицкий собор Кремля. Если сами крепостные стены, по сути, новодел (были восстановлены в 70-е годы 20 века), то, скажем, иконостас Троицкого собора – оригинальный. Он ничуть не пострадал в годы безбожия. К счастью, организаторы музея атеизма в свое время только завесили его тканью, к которой прикрепили портреты вождей. Когда же все вернулось на круги своя, древние образа вновь начали поражать прихожан и паломников своей яркостью и красотой.

Здесь, наверное, стоит несколько слов сказать о человеке, благодаря которому поездка в Псков получилась такой насыщенной и незабываемой. Это Андрей Таскаев – богослов, краевед, человек, беззаветно любящий Россию и Псков. Его рассказы о родных местах то заставляли задуматься, то – рассмеяться, а то и удивиться. Даже не очень хорошо знающие историю, я уверена, запомнили, что великая княгиня Ольга владела «таможенными терминалами» в Пскове, а нынешний Троицкий собор – уже четвертый на этом месте. Когда его достроили, началось строительство новой столицы России – Петербурга.

Краевед, богослов и патриот Андрей Таскаев

Несмотря на плохую погоду, петербуржцы с интересом слушали рассказ экскурсовода

Сразу видно – город умельцев

Андрей Таскаев познакомил нас с прекрасным храмом святого Иоанна Богослова, который был построен в 1547 году как часть Котельникова монастыря, упраздненного в 1764 году. Клирики и прихожане этого храма никогда не забывают, что Иоанн Богослов – апостол любви. Здесь можно быть уверенным, что вас не одернут, не сделают замечание – это принципиальная позиция. Здесь говорят так: если в человеке нет любви к людям, грош цена его молитвам и постам.

Храм св. Иоанна Богослова

У петербургских паломников была возможность написать записочки, чтобы во время молебна любимому ученику Христову священники помолились об умножении любви и устранении ссор между людьми. Интересно, что враждующих нам предложили указать в записочках вместе, парами, для сугубой молитвы о них.

«Очень своевременно!» – заметил кто-то из группы.

Пожалуй, единственная в России икона Иоанна Богослова, принесенная с греческого острова Патмос, где, по преданию, жил апостол и где получил откровение, составившее содержание Апокалипсиса

Еще одно уникальнейшее место Пскова, где мы побывали – храм Рождества Пресвятой Богородицы от Пролома. Здесь – ни много, ни мало – являлась сама Царица Небесная. Было это в 1581 году. Шла 25-летняя Ливонская война с Речью Посполитой, которая буквально обескровила Русь. Один из самых успешных в те времена европейских военачальников, Стефан Баторий, был близок к тому, чтобы подчинить восточного соседа. К тому моменту он уже завладел территорией нынешней Белоруссии, Украины, Смоленска… Сама Москва была не за горами, оставалось только одно препятствие на пути – Псков. Как казалось, препятствие легко преодолимое. Но тут Стефан Баторий ошибся. Приграничный русский город оказался прекрасно укреплен, и взять его сразу не удалось. Готовился штурм. Объективно город должен был пасть – силы были не равны, к тому же полякам удалось заминировать могучую стену Покровского монастыря, которая преградила им путь. И в это очень тяжелое время старцу Дорофею, иноку Покровского монастыря, было видение Пресвятой Богородицы. Пожалуй, единственный раз в истории человечества Царица Небесная прямо указала, какие конкретные действия русские войны должны предпринять, чтобы сломить врага. Естественно, возглавлявшие оборону не решились ослушаться Небесную Военачальницу!

В ходе сражения полякам удалось подорвать монастырскую стену. Образовался пролом

– достаточный, чтобы через него прошел враг. И тут произошло еще одно чудо: неприятель не спешил ринуться в дыру – наоборот, поляки в ужасе бежали. Солдаты утверждали, что навстречу им из пролома вышла Матерь Божия. Католики, почитающие Пречистую Деву, не решились идти наперекор ей.

Образовавшуюся дыру псковичи забили деревянными досками. Теоретически такое препятствие не было препятствием. Но поляки так и не рискнули прорваться. Началась осада города. Как говорят историки, чтобы было понятнее современному человеку – эдакая средневековая «блокада Ленинграда». Люди ели землю. Но все-таки выстояли. И изнуряющая война закончилась подписанием мирного договора.

«Так Богородица спасла Псков и всю Россию», – подытожил свой рассказ Андрей Таскаев.

Вот на этом месте, где стоят кресты, по преданию, Богородица явилась монаху Дорофею

С тех пор и называется этот храм на Мишариной горе «от Пролома». Кстати, имеет он свою удивительную особенность. В церковной лавке продаются огромные свечи в алтарь, которых хватает на длительное время – от трех недель до полугода и года. Молящиеся могут приобрести такие свечи, подав записки с самыми горячими мольбами за дорогого человека — верующие не сомневаются, что Матерь Божия обязательно услышит эти мольбы. Не упустили такую возможность и мы. И, конечно, поклонились Псково-Покровской иконе Богородицы, которая была написана после потрясающих событий 1581 года.

Знакомством с этой потрясающей историей закончилась собственно «псковская» часть нашей поездки. Мы вернулись в свой автобус и под чтение последования ко Причащению отправились в Псково-Печерский монастырь – главную цель нашего визита в эти края….

Комментарии запрещены.

Навигация по записям